Что такое OBD, ЭБУ, компьютерная диагностика, OBD-2, дилерский сканер, мотор-тестер, диагностика авто, интерфейс, Data Stream, log файл, осциллограф, осциллограммы, графики, квалифицированная диагностика, протокол обмена, электронный блок управленияДиагностирование автомобилей может весьма эффективно применяться не только для определения технического состояния автомобиля, но и при всесторонней оценке автомобилей на вторичном рынке. При этом высококвалифицированное и качественное диагностирование автомобилей вторичного рынка позволит не только получать более точные и надежные результаты за минимальный промежуток времени, но и устанавливать действительную стоимость машины.
Для проведения проверки состояния систем автомобиля необходимо соблюдать некий порядок и последовательность этапов компьютерной диагностики, которая выглядит следующим образом:
- Контроль текущих параметров всех систем
- Чтение и обнуление кодов неисправностей
- Проверка работоспособности исполнительных механизмов
- Обнуление сервисных периодов
- Кодирование блоков управления
- Синхронизация иммобилайзера и электронного блока управления двигателем, а так же других ЭБУ
- Проверка пневматической подвески
- Регулировка рабочих оборотов и тр.
Первоначально используются все доступные средства компьютерной диагностики и считываются не только коды ошибок, но и все цифровые данные, прямо или косвенно относящиеся к возникшей проблеме. Затем все данные дополнительно подвергаются электрической (аналоговой) проверке. В первую очередь необходимо проверить электрическую систему автомобиля (аккумулятор, генератор, провода и контакты), чтобы убедиться в ее полной исправности.
Что такое OBD, ЭБУ, компьютерная диагностика, OBD-2, дилерский сканер, мотор-тестер, диагностика авто, интерфейс, Data Stream, log файл, осциллограф, осциллограммы, графики, квалифицированная диагностика, протокол обмена, электронный блок управленияДалее необходимо, чтобы сканер определил проверяемый автомобиль, т.е. разрешил просмотр данных в режиме реального времени. Данная функция (она обычно называется Data Stream – отображение потока данных) может использоваться для проверки сигналов датчиков и других элементов систем управления в режиме реального времени. Таким образом, на дисплей сканера выводятся сигналы датчиков автомобиля и параметры системы впрыска топлива в течении некоторого времени в режимах холостого хода, увеличения и сброса скорости вращения вала двигателя. После этого проводится анализ полученных результатов и делаются выводы о правильности работы системы, наличии и характере неисправностей. Одним из основных преимуществ того или иного сканера в этом случае является в режиме многоканального осциллографа, т.е. получения графиков зависимости параметров не только от времени, но и от других параметров, а также исследования влияния изменения определенного параметр на тот, что выбран для анализа. И еще больше облегчает нахождение причин неисправностей возможность сравнения осциллограмм, полученных при тестировании, со стандартными осциллограммами для подобных автомобилей. И в завершении следует стереть из памяти контроллера коды ошибок и провести повторную инициализацию системы. При первой активации системы после стирания памяти контроллера управления (это может также произойти после отключения аккумулятора в процессе ремонта либо замены каких либо узлов или деталей) потребуется процедура повторной инициализации.
Большинство автомобильных компьютеров (управляющих устройств) запоминают и хранят данные о функционировании систем автомобиля (40 и более параметров) для оптимизации эксплуатационных характеристик и улучшения работоспособности. После обнуления памяти устройство управления будет использовать значения, заданные по умолчанию, до тех пор, пока не будет записана новая информация о каждом компоненте системы. В течение нескольких рабочих циклов компьютер восстанавливает оптимальные значения и запоминает их снова. В это время может наблюдаться некоторое ухудшение «поведения» автомобиля: резкое или не четкое переключение передач, низкие или нестабильные обороты холостого хода: перебои в работе двигателя, связанные с переобогощением или напротив с переобеднением горючей смеси, а также возрастание расхода топлива. Однако эти симптомы должны быстро исчезнуть после запоминания компьютером ряда циклов вождения (т.е. примерно через 30-40 км пробега).
Квалифицированная диагностика и поиск неисправностей занимают подчас значительно больше времени, нежели починка.
В качестве устройства для компьютерной диагностики применяются:
- Стационарные мотор-тестеры – многофункциональные устройства всесторонней автомобильной диагностики, в которых OBD-2- сканерприсутствует как малая часть универсальной системы газоанализа, измерения компрессии, давления топлива, разрежения во впускном коллекторе и др. Етественно, такие системы очень дороги.
- Специализированные дилерские сканеры – многофункциональные универсальные дилерские приборы - это цифровые устройства, представляющие собой комбинацию мультиметра, осциллографа и микрокомпьютера со специализированной базой. Они имеют узкую специализацию по марке, модели и модификации диагностируемого автомобиля.
- Компьютерные тестовые системы – представляют собой обычный персональный компьютер, ноутбук или смартфон с соответствующим программным обеспечением и диагностическим интерфейсом, являющимся «посредником» между автомобилем и компьютером. В таком соединительном интерфейсе стоит программируемый микроконтроллер с зашитыми протоколами обмена, так что напрямую соединить систему OBD-2 с компьютером невозможно.
Что такое OBD, ЭБУ, компьютерная диагностика, OBD-2, дилерский сканер, мотор-тестер, диагностика авто, интерфейс, Data Stream, log файл, осциллограф, осциллограммы, графики, квалифицированная диагностика, протокол обмена, электронный блок управленияКомпьютерная тестовая система является самой гибкой из всех перечисленных. Она позволяет считывать коды OBD-2 и потоки данных в реальном времени и представлять их в интуитивно понятном виде, т.е. в виде текстового описания возможных неисправностей, таблиц, а также многопараметрических графиков. При помощи такой системы можно и проводить виртуальные тесты: изменять один из параметров и смотреть, что будет происходить с остальными. При этом в реальном времени ведется протокол, необходимый для детального анализа переходных процессов. Такие протоколы обычно сохраняются в файлах с расширением log по датам, что может пригодиться для ведения плановой диагностики: можно постепенно накапливать «историю мотора» и своевременно выявлять вероятные проблемы. Все данные можно распечатать в удобной для чтения форме, и сохранить в формате MS Excel и оставить резервную копию на внешнем носителе.