Разъем OBD2, диагностика автомобилей, ремонт автомобилей, диагностика OBDЧто же такое OBD? Эта аббревиатура расшифровывается как On-board diagnostics - бортовая диагностика. Изначально подобная система была необходима для контроля за вредными выбросами автомобилей, но со временем функционал расширялся.
Сразу оговорюсь, что с момента первого упоминания о подобных системах в 50-х годах прошлого века и первого применения их родоначальника в 1980 году на концерне GM прошло много времени, а соответственно менялись и протоколы. На данный момент актуален протокол OBD-2, разработанный в середине 90-х годов и применяемый в наше время, о нём и пойдёт речь.
Что же умеет это устройство?
Прежде всего, мы имеем возможность расшифровать код ошибки двигателя, что значительно облегчит выполнение необходимого ремонта или даст возможность на самостоятельное устранение неисправности. У нас также есть возможность сброса ошибки до или после выполнения ремонта. Сброс ошибки после ремонта — всё достаточно ясно. Для чего, однако, может пригодиться такая процедура перед ремонтом? Например, в некоторых автомобилях
Распиновка разъема OBD 2, диагностика автомобилей, ремонт автомобилей, диагностика OBD
часть неисправностей вызывает переход двигателя в аварийный режим — машина работает «грязно”, не превышает двух тысяч оборотов, падают все показатели. Удаление ошибки может позволить нам выйти из безопасного режима, если только неисправность не запустит его снова. Полезно это, когда мы в отпуске, в чужом городе или стране, где быстрый поиск механика может быть проблематичным. Кроме диагностики двигателя, мы можем прочитать ряд данных, которые научат нас более экономичной езде. Мы будем иметь доступ к очень мощному бортовому компьютеру, который покажет нам расход топлива в час (или средний расход), давление топлива на рейке инжектора, работу лямбда-зонда, температуру двигателя. Чтение отдельных параметров зависит от конкретного автомобиля и используемого программного обеспечения.
Как прочитать код ошибки?
В OBD II неисправность характеризуется при помощи диагностических кодов неисправностей (Diagnostic Trouble Code — DTC). Коды DTC по спецификации J2012 выглядят как комбинация одной буквы и четырех цифр.Первую букву именуют альфа-указателем DTC, она указывает в какой части автомобиля обнаружен сбой или неисправность. Выбор буквы (P, B, C или U) определяется диагностируемым блоком управления.
P (двигатель и трансмиссия);
B (кузов);
С (шасси);
U (сетевые коммуникации).
Второй символ — наиболее противоречивый. Он показывает, что определил код. 0 (известный как код P0). Базовый, открытый код неисправности, определенный Ассоциацией автомобильных инженеров (SAE). 1 (или код P1). Код неисправности, определяемый производителем автомобиля. Большинство сканеров не могут распознавать описание или текст кодов P1. Однако такой сканер, как, например, Hellion, способен распознать большинство из них. Ассоциация SAE определила исходный перечень диагностических кодов ошибок DTC. Однако производители стали говорить о том, что у них уже есть собственные системы, при этом ни одна система не похожа на другую. Система кодов для автомобилей Mercedes отличается от системы Honda, и они не могут использовать коды друг друга. Поэтому ассоциация SAE пообещала разделить стандартные коды (P0) и коды производителей (P1).
Третяя цифра обозначает систему, где обнаружен сбой или неисправность. Глядя на неё, можно сказать, какая система неисправна, даже не глядя на текст ошибки. Третяя цифра помогает быстро идентифицировать область, где возникла проблема, не зная точного описания кода ошибки.
1. Топливно-воздушная система.
2. Топливная система (например, инжекторы).
3. Система зажигания.
4. Вспомогательная система ограничения выбросов, например: клапан рециркуляции выхлопных газов (Exhaust Gas Recirculation System - EGR), система впуска воздуха в выпускной коллектор
двигателя (Air Injection Reaction System - AIR), каталитический конвертер или система вентиляции топливного бака (Evaporative Emission System - EVAP).
5. Система управления скоростным режимом или холостым ходом, а также соответствующие вспомогательные системы.
6. Бортовая компьютерная система: модуль управления двигателем (Power-train Control Module - PCM) или сеть зоны контроллеров (CAN).
7. Трансмиссия или ведущий мост.
8. Трансмиссия или ведущий мост.
Сканеры OBD2, диагностика автомобилей, ремонт автомобилей, диагностика OBD
Индивидуальный код ошибки
Четвертый и пятый символы нужно рассматривать совместно. Они обычно соответствуют старым кодам ошибок OBDI. Эти коды, как правило, состоят из двух цифр. В системе OBDII также берутся эти две цифры и вставляются в конец кода ошибки - так ошибки легче различать. Теперь, когда мы ознакомились с тем, как формируется стандартный набор диагностических кодов ошибок (DTC), рассмотрим в качестве примера код DTC P0304. Даже не глядя на текст ошибки, можно понять, в чем она состоит. Буква Р говорит о том, что ошибка возникла в двигателе. Цифра 0 позволяет заключить, что это базовая ошибка. Далее следует цифра 3, относящаяся к системе зажигания. В конце мы имеем пару цифр 04. В данном случае эта пара цифр говорит нам о том, в каком цилиндре имеет место пропуск зажигания. Собирая все эти сведения воедино, мы можем сказать, что возникла неисправность двигателя с пропусками зажигания в четвёртом цилиндре.
Программного обеспечения для работы с интерфейсом OBD2 множество, но почти всё это ПО умеет одно и то же:
1)управляет состоянием лампочки Check Engine;
2)сохраняет коды ошибок;
3)проверяет драйв-циклы, определяющие генерацию кодов ошибок;
4)запускает и выполняет мониторы компонентов;
5)определяет приоритет мониторов;
6)обновляет статус готовности мониторов;
7)выводит тестовые результаты для мониторов;
8)не допускает конфликтов между мониторами.